Главная
|
Оперные шедевры
|
|
Рудольф — II. Н. Фигнер
Сцена из I действия. Мими — Рената Скотто, Рудольф — Лучано Паваротти (Италия)
Фотография, присланная Пуччини артистами Фюжером, Бувэ, Марешалем, Иснардоном по случаю 200-го исполнения «Богемы» в Париже
породивших «богему», но его герои своим поведением отрицали нравственные заповеди мещан и бросали вызов их «унылому существованию». Картины, созданные писателем, воскресили в памяти композитора его собственную студенческую жизнь, персонажи Мюрже стали музыкально осязаемыми. Центральная фигура оперы Пуччини — швея Мимп с ее горестной судьбой. Ей противопоставлена бойкая, веселая Мюзетта. В опере действуют и неразлучные друзья — «четыре мушкетера», которые, по словам Мюрже, «пили и играли всегда вместе, нередко отказываясь платить за съеденное и выпитое с единодушием, достойным оркестра Парижской консерватории». Это — поэт Рудольф, художник Марсель, философ Колен и композитор Шонар. В отличие от Мюрже, Пуччини не рассказал о дальнейшей судьбе героев, а завершил оперу трагически — смертью Мими, углубив социальный смысл произведения.
Каждый из четырех актов «Богемы» имеет свое название, определяющее место действия. Композитор отказывается от традиционных замкнутых номеров, многочастных арий, самостоятельных развитых ансамблей и больших хоров. Акты построены по принципу свободного, «сквозного» развития: эмоционально-насыщенные ариозо, переходящие в гибкую декламацию и диалоги, составляют музыкальную ткань. Опера основана на чередовании лирических, кантиленных эпизодов и комедийных сцен, полных живости и блеска. Сжатые лирические высказывания возникают естественно, по ходу действия, составляя свободную вокальную линию, поддерживаемую непрерывно пульсирующей партией оркестра. Сохраняя ведущим вокальное начало, Пуччини расширяет роль оркестра, делая его участником сценического действия; в оркестре развивается основной тематический материал, обобщающий характеристики персонажей.
Первый акт — «В мансарде». Накануне рождества, когда веселится весь Париж, друзья мечтают лишь о сытном ужине. Мечта их сбывается — Шонар принес немного денег, и они отправляются в ближайший кабачок. Краткое оркестровое вступление — остроритмованный, энергичный мотив — характеризует обитателей «богемы». Пластичной, порывистой кантиленой
|
Сцена из 3 действия. Мими — Рената Скотто.
Рудольф — Лучано Паваротти. Мюзетта — Т. В. Новиков
Ленинградский Малый театр оперы и балета
обрисован мечтательный романтик поэт Рудольф. Завязка драмы — встреча Рудольфа и Мими и их зарождающееся чувство. Девушка пришла попросить огня. Два монолога-рассказа Рудольфа и Мими — это два музыкальных портрета. Мечтательно-певучей темой открывается рассказ Рудольфа. Мелодия эта вырастает в страстную тему любви, которая затем широко разольется в приподнято-восторженном любовном дуэте, венчающем картину. Ария Рудольфа принадлежит к числу самых популярных
номеров концертного репертуара. Трогательно простой рассказ Мими рисует образ хрупкой, по-детски наивной девушки, по постепенно мелодия ее повествования разрастается, наполняясь возвышенным чувством.
Второй акт — «В латинском квартале» — жанровый. Канун рождества, улицы и кафе полны народа, повсюду смех, шутки, праздничное веселье. Среди толпы четыре друга, с ними Мими. Зарисовка уличного быта воплощена в серии быстро сменяющихся, словно в калейдоскопе, вокальных сцепок — ансамблевых и хоровых: хор продавцов, гризеток и студентов, сценка ребят с торговцем игрушек, марш солдат. В этой яркой, колоритной картине основная роль принадлежит подруге Марселя Мюзетте. Ее характеристика дана в страстном, увлекающем вальсе.
Третий акт—«У заставы». «Снежный ландшафт. Холодная заря, вызывающая дрожь. Все безжизненно и отчужденно, все в ожидании надвигающейся развязки» — так описал настроение оркестрового вступления итальянский критик Г. Гатти. Совместная жизнь с Рудольфом не принесла Мими счастья, они расстались. Опустошенная, измученная, она приходит к кабачку, где Марсель расписывает вывеску. Горечью наполнено ее повествование. Как драматический контраст, встает картина пробуждающегося города. Встреча Мими и Рудольфа полна светлой грусти, в их дуэт на какой-то момент врывается перебранка Мюзетты с Марселем. Нежно и умиротворенно прощание Мими и Рудольфа, они расстаются до весны.
Мими — Рената Тебальди (Италия) |
Рудольф — Никола Николов (НРБ.) |
Четвертый акт — снова «В мансарде». В нем та же сценическая обстановка, те же обитатели, царят шутки и веселье. По музыке он близок первому акту. Настроение друзей меняется с
Сцена из I действия Ленинградский Малый театр оперы и балета |
появлением Мюзетты. Она едва привела тяжело больную Мими. Заключение оперы, как и первый акт, посвящено Мими и Рудольфу; в нем звучат уже знакомые темы, но здесь они окрашены скорбными тонами. Мелодика Мими заставляет вспомнить строки Мюрже: «В голосе у нее слышались ноты, врывавшиеся в сердце Рудольфа, как похоронный звон». Всплывают воспоминания о былых радостях, голос Мими делается «воздушным», легким и угасает. В оркестре в последний раз звучит тема умирающей Мими.
Пуччини завершил партитуру «Богемы» к осени 1895 года. 1 февраля 1896 года в Турине состоялась ее премьера. Дирижировал Артуро Тосканини. Это первое знакомство композитора с талантливым дирижером вскоре переросло в прочную дружбу, Тосканини стал пламенным пропагандистом искусства Пуччини. Опера была хорошо встречена публикой. Хотя отзывы критиков оказались противоречивыми — ее называли «оперой оборванцев», все же успех «Богемы» возрастал с каждым исполнением. В 1900 году партию Рудольфа на сцене театра «Ла Скала» пел Энрико Карузо. Популярность «Богемы» не ослабевает и в наши дни. Музыка ее «настолько доходчива, что кажется рожденной в нашем сердце»,— писал итальянский музыковед М. Мила в газете «Унита».