Пилот, берегись птиц!
Отрывки из книги Игоря Акимушкина "Причуды природы"
Такой "дорожный знак" стоило бы повесить на всех
воздушных трассах, пересекающихся с трассами перелетов птиц.
Сколько летает человек, столько длится конфликт самолетов и
птиц. Начало его зарегистрировано в 1910 году. Аэроплан пролетал над заливом
Лонг-Бич в Калифорнии. Он столкнулся с чайкой. Повреждения были столь
серьезные, что самолет стал неуправляем и упал на берег. Пилот погиб.
Во время первой мировой войны случаи столкновения самолетов
с птицами стали частыми явлениями. В те годы даже малые птицы были опасны
пилотам. Воробей врезался в большой разведывательный самолет британских
вооруженных сил. И что же? Летчик был вынужден срочно посадить свою машину
прямо на холмистую местность.
Стриж пробил ветровое стекло кабины транспортного самолета с
такой силой, что пролетел дальше через всю кабину, прошиб заднюю её стенку и
застрял в багажном отделении.
Во время второй мировой войны американский истребитель на
большой скорости врезался в стаю скворцов; он сразу же пошел круто вниз и упал
на землю.
15
В 1942 году дикая утка пробила стекло кабины американского
гидроплана, ударила в лицо пилота, то ли убила его, то ли оглушила, но
гидроплан после этого упал в воду.
Столкновения в воздухе с крупными птицами – гусями, цаплями,
журавлями, аистами – ещё более опасны. В годы второй мировой войны немалое
число самолетов после "соприкосновения" с птицами или погибали, или
были вынуждены возвращаться с серьезными повреждениями назад на базы, так и не
совершив бомбёжки.
Витязь в тигровой шкуре
Рой Ланкастер, пилот, в беседе с журналистами говорил:
"Мы боялись их больше зениток. Немцам нужно было во время наших налетов
поднимать в воздух всех своих птиц". А другой летчик добавил мрачно:
"Они это и делали…"
И в послевоенные годы птицы по-прежнему представляют немалую
угрозу воздухоплаванию.
"Реактивный самолёт… на котором 31
октября этого года совершал тренировку Фримен, один из группы американцев,
отобранных для будущих космических полётов, столкнулся в воздухе с гусем. Птица
ударилась о фюзеляж самолёта. Её останки попали в реактивный двигатель и вывели
его из строя. Фримен, по-видимому, пытался дотянуть самолет с заглохшим
двигателем на находящийся вблизи аэродром. Увидев, что это ему не
удастся, – машина шла на здание посёлка военно-воздушной базы Эллингтон, –
Фримен развернул самолет и выбросился с парашютом. Однако высота была слишком
малой, и парашют не успел раскрыться."
("Известия", 18 ноября
1964 года)
Можно долго перечислять гибельные для самолетов встречи с
птицами. Есть ли, однако, статистика, показывающая, как часты такие случаи? В
США – два раза в неделю! Во время перелетов птиц столкновений бывает много
больше. Это теперь настолько серьезная проблема, что во многих странах ведутся
исследования способов защиты от птиц в воздухе, да и на земле тоже: на
аэродромах.
Какова ударная сила пернатых "бомб"?
В зависимости от скорости самолета и птицы она, конечно,
разная. Но в среднем, как показал опыт, птица размером с утку прошибает
пуленепробиваемое ветровое стекло кабины толщиной в три сантиметра. Это
эквивалентно давлению в 300 тысяч атмосфер.
Орлы нередко нападают на самолёты. Этот факт породил во
время первой мировой войны фантастическую идею: обучить орлов нападать на
вражеские самолеты! И в самом деле, во Франции в 1916 году шесть орлов были
отобраны для подобной тренировки. Их сначала приучили не бояться гула самолета
и выстрелов. Затем кусочки мяса прикрепили к большой модели аэроплана. Орлы
привыкли кормиться этим мясом, сидя на модели. Затем начались испытания в
воздушных боях. О их результатах ничего не известно.
А вот случай, не связанный с птицами. Эрнст Адет с
компаньонами пролетали над равниной в Серенгети. Летели очень низко, чтобы
сфотографировать львиный прайд, то есть стаю. Львам огромная железная птица не
понравилась. Они рычали на неё, к земле прижимались. Вдруг один из львов высоко
подпрыгнул и царапнул по фюзеляжу самолета.
И слоны тоже беспокоятся, когда низко над ними пролетает
самолет, пытаются схватить его хоботом.
|